Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

06.01.2016 0:10:12

Троица и сущность христианства

От редакции: Предлагаем Вашему вниманию серию статей, написанных специально для “Христианского мегаполиса” д-ром Владимиром Харламовым, преподавателем программы “Доктор религиоведения” в Drew University (США).

Раскрытие доктрины о Троице в христианском богословии касается всех аспектов богословской мысли, включая христологию (учение о Христе), пневматологию (учение о Святом Духе), сотериологию (учение о спасении), экклесиологию (учение о Церкви), антропологию (учение о человеке), эсхатологию (учение о последних событиях), а также практическое богословие, которое занимается вопросами духовной жизни. Как и все христианское богословие, доктрина о Троице — не просто абстрактная философско-богословская формулировка. Это попытка выражения той трансцендентальной, запредельной для человеческого понимания реальности божественного существа, которое в то же время непосредственно и тесно связано с жизнью любого человека.

Понимание божественной любви, благодати, милости, прощения, духовного обновления, а также самих вопросов божественного домостроительства и смысла человеческой истории неотделимо от бытия самого Бога. Все христианское богословие, как и христианский образ жизни, указывает на богоцентричность. А богоцентричность в своей основе тринитарна. Бог является не только центром, вокруг которого должна строится христианская жизнь, богослужение, и само христианское мировоззрение, но само бытие Бога, так как оно есть, должно определять содержание христианской жизни, богослужения и христианского мировоззрения.

Как порой неуловим смысл того, что определяет аутентичность христианства, истинность христианского провозглашения не в том что христиане могут думать о Боге, а в том, что Бог есть Сам в Себе. Отсюда стремление к познанию Бога при осознании человеческой ограниченности к восприятию полноты богопознания и создает необходимую богоцентричность, которая, с одной стороны, пронизывает все аспекты христианского богословия, с другой же — полагается не на индивидуальное, личностное, выражения богопонимания, а на экклезиционное (ecclesiastical) или соборное выражение.

Другими словами, то, что получает богословское объяснение, когда мы рассматриваем доктрину о Троице, не представляет собой отдельное или частное мнение какого-то богослова или группы богословов. В случае с доктриной Троицы мы сталкиваемся с вероопределением самой церкви, с богословским выражением и продолжающимся осмыслением живого христианского опыта веры. Отсюда становится очевидным, что Троица — не частный аспект одного из направлений христианского богословия или мировоззрения, но один из центральных и наиболее весомых. Исключите Троицу из системы христианского богословия, и все христианское мировоззрение начнет потихоньку распадаться.

Без Троицы многие христологические и сотериологические утверждения теряют свою значимость и содержание. Христос из божественного Спасителя становится интересным или уникальным человеком и сводится к нашему уровню. Таким образом, непонятно, зачем Он умирал и воскресал. Как Его акт спасения связан с божественным домостроительством, со смыслом истории? Какую роль Его божественность играла в акте спасения? Как Он, будучи самим Богом, оплачивал долг или давал выкуп Богу за человеческие грехи?

Учение о Святом Духе обретает также неопределенно-фрагментарную форму и его роль в христианской жизни занимает промежуточное место между каким-то божественным проявлением или божественной силой, в котором личностная сторона Святого Духа часто теряется.

Эсхатология и христианская антропология, не говоря уже о практических аспектах христианской духовности и богослужении, становятся вереницей плохо связанных и не взаимодействующих утверждений. Все приходит к странной недосказанности, фрагментарности, набору стандартных лозунгов, неоправданному преобладанию эмоциональности над смыслом и содержанием. И нам хочется больше чувствовать, нежели понимать. И в этом всеохватывающем чувстве неизвестно, почему мы стремимся к какому-то смыслу, так его и не обнаруживая.

Я применил здесь гиперболу — обычный прием, используемый в случаях, когда хочется сделать более очевидной точку зрения которую мне хотелось выразить. Я совсем не против эмоционального выражения религиозного опыта, однако в христианстве сердечный порыв должен приводить к взлету мысли. Вера ведет к знанию, прославление и молитва должны нести содержание, которое ведет к живому диалогу с личностным Богом. И этот диалог не какой-то тривиальный, так сказать, разговор «не о чем». Это общение, которое должно быть наполнено глубоким смыслом.

Гармония чувств и содержания, и их взаимная богоцентричность ведут все наше существо к восприятию Бога. Мы становимся собеседниками Триединого Бога, причастниками божественной сущности, участниками его внутри-божественного совета, в котором нам раскрывается истина. Без общения с Богом нет христианской жизни. Посредством участия в этом общении мы и познаем Бога.

В христианском богословии Бог — не ряд каких-то философских умозаключений, но Личность, которая явила Себя человечеству в качестве Троицы. Троица — это Тот Бог к Которому мы прибегаем в молитве, Которого мы прославляем, по заповедям Которого мы сообразуем свою жизнь. Христианское крещение, вне зависимости от деноминационной принадлежности, всегда включает в себя тринитарное свидетельство веры, заповеданное Самим Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Одно имя, три Ипостаси.

Но каким образом одна, невидимая божественная Сущность может быть представлена в трех извечно существующих, различных и не смешиваемых Лицах? Троица — это не просто умножение небесных существ или сущностей; существует только один Бог, природа Которого тоже единственна. Она единственна не только по своему качеству, но и по своему количественному признаку. Существует только один Бог и Его природа существует только в единственном числе. В то же время, каждая Ипостась Троицы обладает всей полнотой этой единственной божественной природы, не нарушая своей ипостасной самостоятельности. Отдельно взятая Ипостась Троицы не является частью целого (божественная природа неделима); только драконы бывают трехголовыми (но и три головы, хочется им этого или нет, не могут одновременно лететь в три разные стороны и иметь неотделимую от тела самостоятельность.

В то же время, божественное Триединство — это не логическое деление на род и его членов. Это не тоже самое, как, к примеру, Петр, Василий, и Мария каждый в отдельности обладают человеческой природой, в то время, как являются тремя различными существами. Существо Бога одно, и в то же время Оно существует в трех Лицах. Одна сущность или природа и три Ипостаси, и что получается? Получается, что можно «голову сломать». Истинность учения о Троице и состоит в том что человеческому разуму невозможно придумать концепцию Бога, которая не следует никаким стандартным человеческим умозаключениям. Отсюда и неслучайно, что доктрина о Троице является камнем преткновения для многих, включая и христиан.

Можно задавать много других вопросов. Например, а почему только три Ипостаси а не четыре или, к примеру, восемь? А зачем вообще нам «ломать голову» насчет Троицы? Не будет ли проще просто верить во Христа и признать Его своим Господом и Спасителем? Что легче, не всегда правильно. Как писал Павел Флоренский: «Надо помнить, что число ‘три’ есть не следствие нашего понятия о Божестве, выводимое оттуда приемами умозаключения, а содержание самого переживания Божества, в Его превыше-разумной действительности. Из понятия о Божестве нельзя вывести числа «три»; в переживании же сердцем нашим Божества это число просто дается как момент, как сторона бесконечного факта» [1].

Мне кажется в этом-то и глубина христианского богословия, что оно не пытается придумать Бога, Которого легко понять, объяснить и в которого легко верить. Христианское богословие пытается понять Бога таким, какой Он есть и каким образом Он открыл Себя. Реальность божественного существования не является результатом слепой веры, она — результат непосредственного божественного откровения, в котором также явлена бесконечная разумность, мудрость и истина. Поэтому Бог одновременно познаваем и неподвластен человеческому познанию. Познаваемость Бога неотъемлема от бесконечности и трансцендентальности самого богопознания. Флоренский продолжает: «В том-то и разумность Бесконечности, что в ней все разумно и все бесконечно» [2].

Вера без понимания — вера в Деда Мороза. Слепая вера, не стремящаяся к пониманию, — путь к вырождению христианства. Не секуляризация общества, а нежелание самих христиан вникать в то, во что они верят, является одной из причин кризиса и упадка христианства. Без Троицы, несмотря на всю сложность осмысления божественного Триединства, нет христианства, а есть какая-то упрощенная форма малосодержательной и упрощенной псевдо-религии. Малосодержательность внутри христианства, идентифицируемая в классическом христианском богословии с понятием духовной лени, и является тем фактором который, к сожалению, эффективно содействует христианскому само-распаду.

Примечания

[1] П.Флоренский, Столп и утверждение истины. Репринтное издание (М. – 1914).

[2] Там же, стр. 594.


Владимир Харламов - доктор философии (Ph.D., Drew University, США). Преподаватель программы Doctor of Ministry в Drew University. Специалист в области патристики. Автор книги "The Beauty of the Unity and the Harmony of the Whole: The Concept of Theosis in the Theology of Pseudo-Dionysius the Areopagite" (2009).

Источник:
Троица и сущность христианства
christianmegapolis.com

Архив новостей

Облако тегов:
учение божественного христианского троицы христианское которого христианства троице которое христианской богословия содержание богоцентричность природа богословие существует божественной котором флоренский смыслом ипостаси образом христианском богословии выражения человеческой самого отсюда university троица христианского богословия существует только христианском богословии христианское богословие ипостась троицы христианское мировоззрение

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>